katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















Аркадий Малер


Памятник Ленину и
икона Новомученикам



"Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата".
Ленин В. И. Полное собрание сочинений.
— М., 1958—1965. — Т. 41.

"В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады".
Секретное Указание В.И.Ленина и председателя ВЦИК М.И. Калинина № 13666/2 Председателю ВЧК Дзержинскому Ф.Э «О борьбе с попами и религией» 1 мая 1919 года.

"Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать".
Из письма В. И. Ленина к Политбюро, ОГПУ, Наркомату юстиции и Ревтрибуналу от 19 марта 1923 года.

 

22 апреля 2010 года коммунистическая общественность отметила 140-летие своего вождя Владимира Ильича Ульянова-Ленина, в честь чего на площади Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге неожиданно восстановлен известный памятник Ленину “на броневике” 1926 года, ставший в своё время архетипическим образцом для его бесконечных клонов по всему СССР.

Особый символизм именно этой скульптуры заключается в том, что она изображает большевистского лидера в момент его первого публичного выступления в России, как только он вернулся в страну из эмиграции 3 апреля 1917 года, как раз через Финляндский вокзал. Хотя сама мэр города Валентина Матвиенко говорила, что нужно переместить этот памятник в другое место, город все же выделил на его восстановление 6 миллионов рублей, как будто он должен там находиться до конца света. Вместе с этим следует заметить, что и это событие, и все памятники Ленину вместе взятые не идут ни в какое сравнение с тем абсолютно иррациональным обстоятельством, что до сих пор, уже через двадцать лет после падения коммунистического режима в самом центре Москвы, на Красной площади находится “Мавзолей Ленина”, и не как архитектурная достопримечательность, а как реально действующая гробница самого вождя, лежащего в нем подобно египетским фараонам. Более того, ко дню 65-летия Великой Победы на Мавзолее зачем-то восстанавливаются буквы “ЛЕНИН”, так что о сносе самого здания и речи не идет…


Памятник Ленину у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.


Памятник Ленину после попытки взрыва 1 апреля 2009 г.

Невозможно в рамках одной статьи напомнить все аргументы против культа Ленина, как и вообще, против установленной им в России агрессивно-тоталитарной идеологии, – установленной через массовый террор и братоубийственную войну, без которых эта идеология в принципе не могла бы победить никогда и нигде. Что ещё не сказано, не проговорено, не открыто нашим гражданам о большевизме и его лидерах за все постсоветские годы? Невозможно ведь заставить свободных людей в свободной стране узнавать что-либо новое о своем прошлом, путь даже доступ к этой информации свободен как никогда. Но если общество не знает своего прошлого и не способно вынести ему внятную моральную оценку, то у него нет будущего, да и настоящее весьма сомнительно.

У того очевидного культурного процесса наших дней, который одни с тревогой называют “красным ренессансом”, а другие с утешением лишь “инерцией”, есть две взаимодополняющие социальные основы. Не просто политические причины, а именно социальные основы, позволяющие этим причинам обретать объективную силу. Первая основа – это вполне искренняя приверженность значительной части современных российских граждан, в основном старшего поколения, мифам и символам коммунистического прошлого, когда памятники Ленину воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и неоспоримое. Вторая основа – это полное равнодушие другой значительной части наших граждан к этой искренней приверженности, когда памятники Ленину воспринимается как очередные строения, лишенные какого-либо смысла.

Приверженность части старшего поколения мифам и символам коммунистической идеологии понятна – ведь далеко не каждый человек готов серьезно пересматривать “парадигмы” и “матрицы” той культуры, в которой он родился и вырос, и это касается всех поколений во все времена. И от этого не только не легче, а гораздо сложнее, потому что на то они “парадигмы” и “матрицы” культурного восприятия, что преодолеть их одним движением просто невозможно. И если даже в школьных классах тех, кому сейчас около 30 лет, висели не иконы, а портреты В.И.Ленина, будь то классы литературы или математики, то это означает, что “светлый образ” “великого вождя” ещё не одно десятилетие будет сохранять свою силу в подсознании миллионов русских людей. Подобно тому, как поколения первых десятилетий советской власти ещё помнили, что такое иконы. Только разница состоит в том, что если коммунисты цельно и прицельно выбивали из русских людей память о том, что было до 1917 года, то антикоммунисты, пришедшие к власти в 1991 году, ничего не сделали для того, чтобы развить и распространить в обществе хотя бы идеи и мифы Белого движения, которое до сих пор абсолютно неизвестно для большинства наших граждан. Для многих из них реальная, обозримая история России началась в 1917 году, а фамилии Деникина, Колчака, Врангеля, Каппеля и т.д. означают не больше, чем имена каких-то средневековых князей, причем нерусских. Антикоммунисты пришли к власти под лозунгом Свободы, но они не объяснили обществу, какие ещё ценности должны существовать, и поэтому об этом им стали говорить другие силы, и, среди первых, сами коммунисты. Именно поэтому коллективный Ельцин в своё время не снес Мавзолей Ленина и не стал возрождать в России какое-либо подобие Белой идеологии, – потому что ничего иного, кроме одной лишь Свободы он утверждать не собирался. В итоге миллионы людей лишились коммунистических оков, но не лишились коммунистического подсознания. Разумеется, память о “добром дедушке Ленине” будет медленно уходить в прошлое вместе с теми, кому внушали миф об этом “дедушке” ещё в школе, но если сама власть в нашей стране не утвердит в обществе понимание того, почему “красные” были хуже “белых”, и почему для нашего национального самосознания убитый большевиками Николай II важнее Володи Ульянова, то она лишит себя и общество необходимой историософской опоры. Ведь если в сознании или подсознании наших граждан советский эксперимент был лучше того, что было до него и после него в российской истории, если Ленин и Сталин “по определению лучше” Николая II и Ельцина, то нынешнее государство, рожденное в 1991 году, теряет в восприятии этих граждан необходимое обоснование. Мало дать людям Свободу – необходимо объяснить, зачем она нужна и почему Свобода лучше её отсутствия. Таким образом, проблема искренней приверженности коммунистическим мифам и символам политически решаема, только никто этим не занимается. Гораздо сложнее с равнодушием, которое также связано с идеологическим вакуумом постсоветской власти, но которое требует от неё гораздо больше усилий. Ведь проблема не только в том, что многие искренне убеждены в “гуманистических” и даже “патриотических” мотивах ленинской политики, как им это проповедовали в школе и дома, гораздо большая проблема в том, что иные многие люди равнодушны к этим заблуждениям и уверены в их безопасности.

Однако помимо инерциальной веры в коммунизм одних и равнодушия других есть ещё одна, порядком более глубокая социально-психологическая основа, порядком более благодатная почва для ростков “красного ренессанса”, чем первые две, а именно – патриотизм, только патриотизм не думающий. Основная, корневая причина относительной популярности тех самых мифов и символов коммунистической идеологии среди современных российских граждан заключается совсем не в том, что все они являются убежденными сторонниками идей Марска-Энгельса-Ленина-Сталина, вовсе нет. Сама по себе коммунистическая идеология, в её наиболее чистом виде, без всякой привязки к чему-либо другому не более маргинальна в нашем обществе, чем столь же дистиллированные идеи либерализма или фашизма. Причина эта заключается в том, что для очень многих людей в нашей стране мифология и символика ленинско-сталинского прошлого стала неотъемлемой, если не сказать больше – фундаментальной составляющей самой русской национальной идентичности. И в этом состоит одно из самых страшных последствий большевистского эксперимента, растянувшегося на жизни нескольких поколений ХХ века, для которых труп революционера Ленина – всегда живой, а образ последнего русского императора – всегда мертвый. В итоге сегодня не деды и бабушки открывают внукам Библию и тысячелетние религиозные традиции русского народа, а наоборот, внуки открывают их дедам и бабушкам. Коммунисты привнесли в Россию не просто иной взгляд на русскую и мировую историю, они принесли с собой иную историю как таковую, и отказаться от этой истории для многих наших соотечественников столь же травматично, как русичам X века отказаться от язычества. Ведь перестраиваются не декорации, перестраивается весь театр. И для этих людей отказ от коммунистического прошлого означает не отказ от идей Ленина, о которых они только слышали, он означает для них отказ от самой России, от самой русскости, потому что иную Россию и иную русскость они себе просто не представляют.

На самом деле отказаться от прошлого как от факта физически невозможно и никто не может требовать этого забвения – точно также каждый человек не может и не должен забывать своих прожитых лет, какими бы они ни были, и эти годы действительно влияют на его настоящее и будущее. Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы вырезать советский период из истории России и перестать изучать его в школе – вовсе нет, о нем нужно как можно больше помнить и как можно подробнее его изучать. Речь идет лишь о вынесении каждому шагу советской власти необходимой моральной оценки, без которой память о ней полностью обессмысливается. Я не могу забыть прожитые годы и сделать вид, что их не было, но я могу и должен оценивать их с точки зрения универсальных христианских ценностей. Если же человек и общество не способны оценивать каждый момент своего прошлого, а принимают его в полном единстве, то они впадают тотальный имморализм и, тем самым, низводятся до животного состояния.

И вот тут открывается самый страшный секрет относительного успеха коммунистических реваншистов – оказывается, очень многие из тех людей, кто сегодня поддерживает позитивные мифы о большевизме во всех его проявлениях, в глубине души прекрасно знают, что именно мифы, то есть ложь, но они готовы это делать только потому, что разоблачение этих мифов, с их точки зрения, ударит по внутреннему и вешнему имиджу России и русского народа. Не потому не хотят они выносить очевидную моральную оценку большевистским идеям и репрессиям, что они чего-то не знают и внутренне солидарны с ними, а только потому, что боятся “побочного эффекта” – удара по русскому национальному самосознанию как таковому, поскольку, с их точки зрения, большевизм стал неотъемлемой частью самой русской идентичности. Если называть вещи своими именами, то такое отношение к грехам своего прошлого – это элементарная гордыня, самый страшный грех из всех грехов именно потому, что он закрывает путь к покаянию за все остальные грехи. По логике этой гордыни любой народ и любая страна должны холить и лелеять каждый шаг своей истории, и совершенно не обращать внимание на то, как эти шаги воспринимаются другими народами и странами. Стоит ли говорить о том, что с чисто христианской точки зрения это прямой путь в ад, причем, в тот самый ад, который наступает ещё при жизни. Ведь если универсальных моральных ценностей нет, а есть только гордость за сам факт своего существования, то само существование становится абсолютно имморальным, то есть адским. Стоит ли также говорить о том, что такое существование Господу Богу никак не угодно и в этом отношении сохранение Мавзолея Ленину и восстановление его памятников представляет реальную, прямую угрозу для национальной безопасности России и русского народа. Понятно, что те, кто способствуют этому – не христиане, но ведь абсолютное большинство людей у нас всё-таки считается христианами?


Фотографии Ленина незадолго перед смертью
в Подмосковных Горках, конец 1923 г.

К сожалению, моральный аргумент в реальной политике, как правило, имеет последнее значение, впереди его идут аргументы от эффектности и эффективности политических шагов. Так вот, даже на этом уровне реабилитация большевизма в нашей стране абсолютно не эффекта и не эффективна в сложившейся исторической ситуации. 9 мая 2010 года Россия и весь цивилизованный мир отмечают 65 лет Великой Победы над германским нацизмом. За последние годы в Восточной Европе поднимают голову те, кто считают экспансию “Третьего рейха” большим благом, чем освобождение от него, принесенное советскими войсками. За память о Великой Победе ещё предстоит великая борьба. В этой ситуации нет ничего более деструктивного, чем реабилитировать в России большевизм, в стране, между прочим, больше всех от него же пострадавшей.

Во-первых, большевистские идеи и методы – это именно то, в чем упрекают Советскую Россию все её враги, что заставляет самых разных людей переходить на сторону немецких нацистов, бандеровцев и власовцев, и хотя мы можем сколько угодно объяснять им ложность их выбора, мы никогда не сможем отнять у них их единственный аргумент для самооправдания, борьбу с “коммунистическим тоталитаризмом”, потому что коммунистический тоталитаризм действительно был и он был слишком ужасен для того, чтобы его оправдывать. Соответственно, сохраняя Мавзолей Ленину и восстанавливая его памятники, мы кидаем последний козырь сторонникам “Третьего рейха”, видящим в “руке Москвы” исключительно большевистский мессидж и не оделяющим Россию от большевистской идеологии. В итоге вместо того, чтобы объяснять им абсолютную порочность нацизма, мы вынуждены ещё доказывать им моральные преимущества большевизма и ещё больше ассоциировать с ним Россию и русский народ.

Во-вторых, если мы исходим из того, что осуждение идей и методов большевизма подрывает “национальную гордость великороссов” (формула из известной статьи Ленина), то тогда мы не можем предъявлять никаких претензий к германским неонацистам и их пособникам по всей Европе. И более того, в отличие от совершенно космополитических установок Ленина и его партии, пария Гитлера декларировала самые что ни на есть патриотические и откровенно националистические ценности и цели, и на какое-то время униженная Версальским договором Веймарская Германия, благодаря этой партии, действительно стала крупнейшей и богатейшей страной Европы, а танки “Третьего рейха” распространялись от Атлантики до Волги. И если растождествить русский патриотизм и большевизм ещё вполне возможно, то уж растождествить германский патриотизм и приверженность теории и практике НСДАП значительно сложнее. Таким образом, если мы сегодня не готовы из ложно понятого патриотизма осудить большевистское прошлое, то как мы можем требовать от немецких патриотов осуждать свой национал-социализм? По этой логике нет никакой универсальной морали, а есть только вечная война народов в самом что ни на есть животном, нацистском смысле, и каждый народ вправе гордиться любыми своими преступниками, ставить им памятники и называть улица их именами. И только можно себе представить, как на самом деле сегодня были бы распространены в Германии и иных странах пронацистские идеи и движения, если бы все эти 65 лет они не подергались жесткому запрету!

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что реабилитация большевизма и его лидеров в нашей стране не только безнравственна с христианской точки зрения, но также и абсолютно деструктивна с точки зрения сугубо утилитарной, особенно в свете борьбы за память о Великой Победе. Поэтому главная задача на пути этой борьбы – это окончательно растождествить идеологию русского патриотизма и державности с идеологией коммунизма, временно привнесенной в нашу страну в ХХ веке и сущностно противоречащей основам русской культуры как таковой. История русского народа не может быть историей РСДРП-ВКП(б)-КПСС, уничтожавшей, мучавшей и изгонявшей лучших его сынов в ХХ веке. Стоит ли также говорить, что моральное осуждение большевизма не имеет никакого отношения к каким-либо вопросам социально-экономического плана, как то конфликт капитализма и социализма, которым совершенно не исчерпывалась большевистская вендетта. Коммунисты очень любят любой разговор по сути их идей и методов переводить на то, как они “улучшили” жизнь простых людей по всей стране после своей революции, так что последствия этого “улучшения” мы все прекрасно знаем. Так и любой немецкий наци будет оправдывать политику своих предшественников тем, как была унижена Веймарская Германия и как плохо там себя чувствовали простые немецкие патриоты. Не об этом вообще должна идти речь. В России может быть сколько угодно социалистических и социал-демократических партий, возможны даже реформы и контрреформы в духе социализма, возможно даже христианское социалистическое движение (равно как движение христианских консерваторов или христианских либералов), но не должно быть движения, оправдывающего убийство всех тех святых, которые сегодня смотрят на нас с иконы Новомучеников и Исповедников Российских.



Статья опубликована на сайте Win.ru



 





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007