katehon@mail.ru

АРХИВ






Константин Великий
(М., Вече, 2011)



Альманах
"Северный Катехон"II


Энциклопедия
"Россия: Православие"

Философская карта Арбата. Дом Лосева

















 

Елена Малер-Матьязова

К закрытию Рождественского фестиваля
духовной музыки

23 января в большом Светлановском зале Московского международного Дома музыки состоялось закрытие уникального культурного события  - Первого Рождественского фестиваля духовной музыки. Непосредственно приуроченный к празднику Рождества Христова, этот фестиваль проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского Кирилла, под художественным руководством дирижера Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, богослова и композитора митрополита Илариона (Алфеева).



Насыщенную программу фестиваля, призванную, по замыслу его организаторов,  «приобщить светскую публику к многовековым традициям христианской музыкальной культуры», составляли выступления шести выдающихся хоровых коллективов России и мира. Это мужской хор Московского Сретенского монастыря, Академии хорового искусства имени Попова, а также возрожденный год назад Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова. И, по некоторым данным, впервые выступавшие в России,  Хор Первопрестольного Святого Эчмиадзина из Армении, Хор «Святой Стефан Дечанский» собора Трех Святителей из Сербии и всемирно известный Хор Вестминстерского аббатства из Великобритании.  Прошедший же 23 января заключительный концерт стал настоящей кульминацией всего Рождественского фестиваля, наиболее ярко выразивший заявленную идею - творческого взаимопонимания и сотрудничества представителей разных конфессий в пространстве европейской духовной культуры. Этому посылу было посвящено открывшее концерт вступительное слово митрополита Иллариона (Алфеева) перед наполненным Светлановским залом Дома музыки, который отметил: «Псалтирь – это универсальная книга молитв, по которой люди молятся на протяжении уже почти трех тысяч лет, и каждый человек в этой книге находит для себя источник вдохновения. Многие композиторы обращались к текстам псалмов для того, чтобы передать посредством звуков те чувства, которые испытывает человек, когда обращается в молитве к Богу».

И реализуя этот замысел, в исполнении Национального филармонического оркестра и Хора Академии хорового искусства прозвучали несколько духовных произведений, написанных для разных конфессий, на библейские тексты на древнееврейском, латинском и церковнославянском языках. В первом отделении была исполнена «Симфония псалмов» русского православного композитора - эмигранта Игоря Стравинского, которая была написана в 1930 году, в честь 50-летия Бостонского оркестра, на латинский текст избранных псалмов католической Библии - «Вульгаты». Во втором отделении прозвучали «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна  - американского композитора, иудея, из еврейской эмигрировавшей из России семьи, которое было написано в 1965 году для фестиваля англиканской церкви, проходящего в  Кафедральном Соборе города Чичестер, причем на избранные тексты Псалтири на древнееврейском языке.

Вслед за произведениями Стравинского и Бернстайна, и в первом и во втором отделении были исполнены два сочинения  самого митрополита Илариона (Алфеева): симфония «Песнь восхождения» и фрагменты «Рождественской оратории», ставшие ярким завершением всего фестиваля.  Эти произведения также основаны на библейских и богослужебных текстах, но на церковнославянском языке: в основу «Песни восхождения» положен текст семи последних псалмов Псалтири; в основу «Рождественской оратории» - православные богослужебные тексты, посвященные трем великим христианским праздникам - Благовещения, Рождества и Сретения Господня. Сочинения митрополита Илариона отличались инструментальной насыщенностью, особенно заметной на фоне популярного ныне минимализма: для их исполнения был задействован внушительный хоровой состав - с мужской, женской и детской хоровыми группами, и инструментальный состав - со струнными, медными духовыми, деревянными духовыми, ударными и прочими инструментами. В звучании его произведений слышалось явное тяготение к классической гармонии, что было особенно заметно на фоне прозвучавших до этого весьма экспрессивной и авангардной музыки Стравинского и Бернстайна.  Причем, как можно проследить, именно  классицизм  свойственен  композиторской манере митрополита Илариона в целом. Не случайно, согласно высказываниям митрополита Илариона на эту тему, музыкальному романтизму и экспрессионизму он предпочитает Иоганна Себастьяна Баха. И, наконец, хочется отметить свойственное для произведений митрополита Илариона  содержательное драматургическое развитие, когда за время его звучания языком музыки выстраивается и описывается  духовный путь. Путь из бездны, глубины одиночества и отчаяния – к обретению веры, ликованию и восхвалению Бога, чем и завершились исполненные на концерте «Песнь восхождения» и  «Рождественская оратория».


Как не раз в своих выступлениях отмечал митрополит Иларион, музыка – это универсальный язык, который может выразить многое из того, что невозможно выразить словами. Поэтому, духовная музыка, основанная на религиозных текстах – это, по его словам, «богословие в звуке»; сочинение, «обращенное изнутри храма к тем, кто находится вне храма», смысл которого - поделиться с людьми, далекими от Церкви, своей верой, религиозными чувствами и переживаниями. Что в эти январские дни 2011 года, благодаря митрополиту Иллариону и маэстро Владимиру Спивакову, и могли почувствовать на себе светские слушатели, заполнявшие Светлановский зал во время Первого Рождественского фестиваля духовной музыки. 


ФОТОРЕПОРТАЖ

 

Статья опубликована в интернет-издании "Татьянин День"





А.Малер

Круг замкнулся


А.Лидов
Византийский
миф и
европейская
идентичность


игумен
Серапион
(Митько)

Предыстория
Катехона

Секция XX Рождественских образовательных чтений "Соотношение науки и веры" 25.01.2012

Встреча с богословом Александром Дворкиным
26.12.2011

Встреча с публицистом Сергеем Худиевым
25.11.2011



Презентация книги
Аркадия Малера 
"Константин Великий"
3.06.2011



Семинар СИНФО
"Почему религии нет места в современных СМИ?"
12.04.2011




Первый пленум
Межсоборного присутствия.
28.01.2011
.



Встреча
с Нелли Мотрошиловой,
зав. Историко-философского отдела ИФ РАН
8.04.2010



Научный семинар экспертной группы «Соотношение
науки и веры» Комиссии Межсоборного присутствия
по вопросам богословия.
ИФ РАН
25.03.2010



Первое заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия. ОВЦС. 24.02.2010



Первое пленарное заседание Синодальной Библейско-богословской комиссии в новом составе. ОВЦС.
8.12.2009



Встреча
с Алексеем Козыревым, историком русской философии, зам.декана философского факульета МГУ
19.06.2009



Встреча
с Модестом Колеровым, историком русской философии, редактором информагенства Regnum
30.05.2008



Встреча
с Петром Резвых, историком немецкой классической философии, доцентом Кафедры истории философии РУДН
28.03.2008




Встреча с Азой
Алибековной
Тахо-Годи.
Ноябрь 2007



Встреча
с Алексеем Лидовым,
византологом,
главой Центра восточно-христианской культуры.
29.06.2007



Встреча Клуба "Катехон"
с иерархами РПЦЗ, посвященная воссоединению Русской Церкви.
18.05.2007